7064f89f     

Фридлендер Г - Готхольд-Эфраим Лессинг



Г.Фридлендер
Готхольд-Эфраим Лессинг
1
Н. Г. Чернышевский назвал Лессинга "отцом новой немецкой литературы".
"Он доставил немецкой литературе силу быть средоточием народной жизни и
указал ей прямой путь, он ускорил тем развитие своего народа", - писал об
исторических заслугах Лессинга Чернышевский, относившийся к великому
немецкому писателю и просветителю с большой любовью и посвятивший ему
специальную монографию. {Г. Чернышевский. Лессинг, его время, его жизнь и
деятельность. - Полное собрание сочинений, т. IV, М., 1948, стр. 9}
Выдающийся писатель, критик, теоретик реализма в литературе и
искусстве, неустрашимый борец против политической и церковной реакции своего
времени, Лессинг воплотил в себе лучшие черты той гуманистической немецкой
культуры, на наследие которой опираются демократические силы немецкого
народа, ведущие в наши дни борьбу за единую, независимую, миролюбивую и
демократическую Германию против американской реакции, стремящейся превратить
Западную Германию в очаг новой агрессивной войны.
Литературная деятельность Лессинга относится ко второй половине XVIII
века. Германия в это время переживала трагедию глубокого политического и
национального унижения. Из опустошительной Тридцатилетней войны Германия в
середине XVII в. вышла раздробленной более чем на 300 мелких государств, в
которых власть принадлежала князьям и дворянству. Немецкие княжества
боролись между собою и вели друг против друга разорительные войны, тяжесть
которых ложилась на народные массы. Эти войны способствовали возвышению
реакционно-милитаристской Пруссии. Глубокая экономическая отсталость и
политическая раздробленность делали фактическими хозяевами Германии
иностранные "великие державы", прежде всего Англию и Францию. Немецкая знать
жестоко угнетала крестьянство, которое находилось еще в крепостной
зависимости, и презирала его, предпочитая родному языку - язык "образцового"
аристократического общества XVII- XVIII вв. - французский. Но и немецкое
бюргерство, в особенности его зажиточная верхушка, было проникнуто
холопским, верноподданническим духом и оказалось неспособным возглавить
борьбу за единство Германии и уничтожение крепостного права. В то время как
Англия и Франция в XVI-XVII вв. создали свою национальную литературу,
литература немецкой знати и бюргерства была оторвана от народа, от
национальных традиций и носила печать подражательности. {Лишь в романе
Гриммельсгаузена "Похождения Симплициссимуса" (1668) в высоко оцененных
Лессингом эпиграммах поэта-сатирика Лотау (1604-1655) и в немногих других
произведениях того времени правдиво отражены страдания, которые переживали в
XVII в. народные массы Германии.}
И все же в этой мрачной и затхлой атмосфере уже возникали прогрессивные
демократические стремления. Ярким выражением этих стремлений явилась
литературная деятельность Лессинга.
Как писатель и критик, Лессинг поднял знамя борьбы против немецкого
абсолютизма за идеалы гуманизма, разума и свободы. Лессинг призывал к
созданию немецкой национальной литературы, в которой он видел могучее
средство пробуждения умственных сил народа, одно из условий его
национального возрождения. Смело бичуя подражательное
аристократически-сословное искусство, Лессинг боролся за самобытное развитие
немецкой культуры в народном, демократическом духе. Он выступил против
отрыва литературы от жизни, против идеализации немецкой отсталости, против
реакционного национализма. Лессинг боролся за национальные литературные
традиции



Содержание раздела